Дунайские пираты
Привет! В этом году резко выросла популярность пиратского флага из аниме "One piece". Его уже использовали во время протестов в Индонезии, Непале и Филиппинах. В Сербии я пока такого не видел. Но у нас тоже есть дунайские пираты. Расскажу про них. Не зря же в Уголовном кодексе Сербии есть статья "Пиратство" - и это не про интеллектуальную собственность, а про тех, на воде.
По Дунаю всегда ходили суда, а, значит, всегда были и желающие поживиться. Пираты нападали на торговые корабли, врывались в прибрежные деревушки, захватывая рабов. Контролировавший эту территорию Рим боролся с речными мародёрами, одновременно устанавливая свои пошлины на проход по реке. Некоторое затишье наступило во время существования Австрийской и Османской империй - обе стороны тщательно следили за тем, что происходит на Дунае.
21-й век мало, что поменял. Ну, может, в рабство людей не угоняют. Мелкие преступные группировки высматривают, где что можно украсть, на кого безнаказанно напасть. Конечно, нет такого, чтобы пираты брали на абордаж пассажирский лайнер и срывали с дам драгоценности. Современные пираты предпочитают действовать скрытно и выбирают легкие цели.
Карибским морем для дунайских пиратов считается участок реки восточнее Белграда. Там есть Смедерево - городок, рядом с которым "паркуются" баржи с грузом, пока буксиры сменяют друг друга. И пираты обчищают доступные баржи, забирая металл, уголь, кукурузу, удобрения. Также большое внимание привлекают и иностранные грузовые суда, которые тоже тут останавливаются.
С них пираты тайно сливают топливо, причем объем похищенного может превышать одну-две тонны. Были случаи, когда с судов снимали оборудование, срезали электропроводку и даже скручивали люки. А так как через Смедерево ежегодно проходят несколько тысяч судов, то местные пираты не испытывают нехватки в объектах интереса. Местная полиция долгое время реагировала слабо. Только в 2015 году было сформировано подразделение с быстроходным катером для патрулирования реки.
Кстати, сербские дунайские пираты считаются более вежливыми - редко встречаются заявления от капитанов о вооруженных нападениях. Хотя, например, в 2020 году в том же Смедерево грабители в масках и с металлическими ломами ворвались в жилой отсек судна и потребовали от экипажа отдать деньги и ценности.
А вот когда Дунай заворачивает на территорию Румынии, то там уже может произойти что угодно. Например, в 2012 году на баржу, которую вел теплоход "Пермь", залезли 15 человек. Они угрожали команде ножами, потребовали спиртное, сигареты, деньги и топливо. В итоге забрали с собой свернутые тросы и скрылись на лодках. Еще одно нападение произошло на теплоход "Меркур" - пираты атаковали его на двух лодках. Правда, это были неудачники, так как на место быстро прибыла полиция, и во время преследования одна из лодок перевернулась и двое пиратов утонули.
У полицейских есть своя точка зрения на речное пиратство.
По их мнению, экипажи сами продают топливо, грузы и оборудование речным контрабандистам, а потом говорят, что обнаружили опустошенные баки и нарушенные пломбы на контейнерах. А потом они могут обратиться в страховую компанию и получить ещё и от них выплату. В этом есть доля истины: моряки годами курсируют по Дунаю и хорошо знают местных дельцов - кому надо личный груз перебросить, кто готов заплатить за топливо, а кто сам может забросить экипажу бутылку домашней ракии. Что же касается нападений, то это объясняется конфликтами между сторонами из-за условий сделки.
В общем, как бы то ни было, но уголовных дел по статье УК РС "Пиратство" - мало. Например, в 2024 году было только одно такое дело.
Хотя, скорее всего, дьявол в деталях. В ст.294 "Пиратство" говорится: член экипажа или пассажир одного судна нападает на другое судно. А если преступник выбрал стоящее в порту судно, то это уже другая статья - кража или грабеж. Получается, если хочешь официально считаться пиратом, то придётся обзавестись лодкой.
Кстати, есть ещё история про "пионеров пиратства" и блокаду Дуная, но это для другого поста.
#внезакона@tvojdrugserb
Public date:Mon, 20 Oct 2025 18:22:18 +0000