[38]Полковник внутренней службы Надежда Аргунова: «Неразрешимых проблем не бывает!»

Публикации интересных эко новостей и событий в регионах Сибири и Мира

Модератор: news_maker

Аватара пользователя
news_maker
Адмирал
Адмирал
Сообщения: 6417
Стаж: 4 года 2 месяца
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 14 раз

Изображение
Существенное влияние на развитие государственного пожарного надзора в России оказала проведенная в 2001 году реформа, в результате которой Федеральная противопожарная служба была передана в подчинение МЧС России.
Надзор в МЧС России

Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных противопожарных мер. 18 июля 1927 года органами власти РСФСР было утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, которое стало отправной точкой в становлении современной системы надзора в области пожарной безопасности. В этом документе впервые законодательно утверждались функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являлись разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением, руководство, надзор и контроль состояния пожарной охраны и деятельности коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также проведение предупредительных мероприятий. Система государственного пожарного надзора, совершенствуясь и развиваясь, за свою почти вековую историю претерпела существенные изменения.
Полковник внутренней службы Надежда Аргунова: «Неразрешимых проблем не бывает!»

Существенное влияние на развитие государственного пожарного надзора в России оказала проведенная в 2001 году реформа, в результате которой Федеральная противопожарная служба была передана в подчинение МЧС России. С 2006 года приоритетным направлением стало создание единой системы надзоров, которая объединила в себе государственный надзор в области гражданской обороны и государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На протяжении пяти лет, с 2009 по 2014 год, управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области возглавляла полковник внутренней службы Надежда Петровна Аргунова.

- Надежда Петровна, расскажите, пожалуйста, свою историю службы в госпожнадзоре.

- Инженер по образованию, я не была связана с противопожарной службой, пока не решила реализоваться в новой для меня профессии – заинтересовала инспекторская служба. Это было большое желание попробовать себя на новом поприще. В конце 1983 года я поступила на службу в Управление государственного пожарного надзора Главного управления МВД России по Иркутской области в должности младшего инспектора. Самым неожиданным в первое время для меня было, пожалуй, полное отсутствие свободного времени. Но работа была интересной и очень скоро затянула так, что я уже не представляла себя без неё. Основным направлением была профилактика пожаров. Примерно через пять лет произошло сокращение должностей младших госинспекторов, и мне предложили продолжить службу инспектором госпожнадзора на офицерской должности. Конечно, я согласилась. Работала инспектором в пожарной части № 4 по охране Свердловского округа города Иркутска, затем – начальником инспекции по Октябрьскому району, заместителем отдела государственного пожарного надзора по городу Иркутску. В 2009 году меня назначили на должность главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору. Успешно прошла аттестацию на руководящую должность и возглавила управление надзорной деятельности и профилактической работы в Главном управлении. Это назначение было достаточно неожиданным для меня, ведь до тех пор среди руководящего состава в МЧС России женщин практически не было. Конечно, было приятно, что руководство по достоинству оценило мои знания и трудоспособность. Поэтому нельзя было ударить в грязь лицом, нужно было приложить все усилия для того, чтобы достойно организовать работу во всех подразделениях по области и добиться высоких результатов.

- Первые годы вашей службы в госпожнадзоре совпали со временем становления этой структуры в МЧС России. Что представлял собой государственный пожарный надзор в то время?

- В самом начале в органах государственного пожарного надзора работали младшие инспекторы, на которых, в основном, возлагались обязанности по ведению профилактической работы, и инспекторы. В Иркутске тогда было пожарно-техническое училище, которое считалось «кузницей кадров» пожарной охраны.

Госпожнадзор начал кардинально меняться уже в начале 2000-х годов. Основной причиной таких изменений стало развитие предпринимательской деятельности и переход объектов защиты в частную собственность. Совершенствовалось законодательство, этот процесс и сейчас происходит непрерывно. Изменения касались и подходов к исполнению функций надзора и профилактики. Надзорные органы самостоятельно планировали работу по проверкам закрепленных объектов не менее одного раза в год. Инспектор мог в любое время зайти на объект и убедиться, что там выполняются требования пожарной безопасности и предупредить о нарушениях. Инструктажи населения, сходы граждан, собрания работников на предприятиях были ежедневной работой.

- Как менялись подходы к надзору? На что ориентировались инспекторы при выполнении проверок?

- Об изменениях, которые коснулись надзора, можно говорить бесконечно, так как в нашей стране набирает силу реформа надзорной деятельности, касающаяся всех видов надзора. Пожарный надзор - не исключение.

В стране был внедрён риск-ориентированный подход к контролю вообще и к пожарному надзору в частности. На законодательном уровне в приоритет были вынесены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот подход к пожарному надзору предполагает, что все объекты защиты должны быть разделены на категории риска и классы опасности. При присвоении категории учитываются класс потенциальной опасности, виды деятельности организации, вероятность несоблюдения обязательных требований. Это позволило абсолютно прозрачно рассчитывать периодичность плановых контрольных мероприятий в отношении организации.

В то же время значительно возросла степень ответственности инспекторов, был разработан регламент проверки объектов в зависимости от сферы их деятельности. При этом подходе продолжительность и периодичность проведения проверок с целью профилактики нарушений обязательных требований определяется категорией риска объекта. Категории риска рассчитываются исходя из тяжести потенциальных негативных последствий при несоблюдении требований пожарной безопасности. Специалисты рассчитывают и вероятность несоблюдения соответствующих обязательных требований. Есть множество и других нюансов и условий, которые определяли методы работы инспекторов. Проверки с тех пор проводятся строго по заранее определённому плану, с предварительным уведомлением и согласованием с собственником. Стали активно развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг.

С июля 2018 стало обязательным применение чек-листов в отношении всех категорий объектов защиты. Списки вопросов в проверочных листах носят исчерпывающий характер, и инспекторы не вправе проверять выполнение каких-то иных требований. Причём инспектор при проверке может задавать только вопросы, указанные в соответствующем чек-листе.

- Одним из знаковых моментов было освобождение от инспекторского контроля объектов на стадии строительства. Как это в итоге сказалось на состоянии пожарной безопасности?

- Функция надзора за строящимися зданиями была снята с МЧС России в 2008 году. Негативный результат не заставил долго ждать: пожары в новостройках происходят чаще, а при проверках всегда находятся недостатки в обеспечении пожарной безопасности как в жилых домах, так и в административных зданиях. Эти недостатки не учитываются ещё на этапе строительства. Возможно, причиной является экономия средств застройщиком или элементарное незнание требований безопасности, а ведь в итоге под угрозой оказывается жизнь людей. В здании, уже введённом в эксплуатацию, как правило, устранить эти нарушения очень сложно технически. Например, это могут быть какие-то недостатки в планировочном решении. В 2018 году вся страна содрогнулась от трагедии – в торговом центре «Зимняя вишня» города Кемерово произошёл страшный пожар, погибло много людей. Выяснилось, что ввод в эксплуатацию этого здания не был согласован с сотрудниками МЧС России, в результате чего множество допущенных нарушений требований пожарной безопасности привело к трагедии.

С мая 2009 года обеспечение безопасности в зданиях, особенно с массовым пребыванием людей, стало осуществляться собственниками этих зданий. Декларирование было введено для того, чтобы повысить ответственность собственника за обеспечение пожарной безопасности на своем объекте, чтобы он мог правильно выбрать способ его защиты от пожара, обеспечить безопасность людей. В помощь предпринимателям были разработаны методические рекомендации по оформлению деклараций пожарной безопасности для объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта с массовым пребыванием людей.

- Как вы оценивали состояние пожарной безопасности поднадзорных объектов и качество проводимого надзора на территории Иркутской области?

- Главным показателем нашей работы всегда было снижение количества пожаров и гибели людей, сохранение здоровья граждан и материальных ценностей. Для сравнения всегда брали показали за аналогичный период прошлого года, делали анализ в многолетней динамике. От нас, сотрудников управления надзорной деятельности и профилактической работы, требовались координация и контроль. И, нужно отметить, от предпринимателей и должностных лиц мы добились более ответственного отношения к соблюдению требований пожарной безопасности. Ответственные за пожарную безопасность стали более грамотными в вопросах своей компетенции. Несмотря на то, что для предпринимателя на первом месте всегда прибыль, он всё равно осознаёт, что рискует не только своим имуществом, своим бизнесом, но и жизнями людей. Мы искали подходы и находили общий язык с предпринимателями, где-то помогали консультациями. У нас была общая цель – обеспечить безопасность, и мы к ней шли.

У руководства государственных предприятий была другая проблема – подчас не хватало финансовых средств для полного обеспечения пожарной безопасности. Проводили консультации, беседы, напоминали об ответственности, и руководители находили возможности обеспечить свою организацию всем необходимым для соблюдения требований.

От населения всегда было сложнее получить ответную реакцию в виде готовности позаботиться о пожарной безопасности своего жилья, ведь в зоне риска находятся социально незащищённые слои населения. Профилактической работе всегда уделялось огромное внимание, её результаты значительно облегчают работу надзора. Поэтому и подразделение наше со временем было переименовано из госпожнадзора в управление надзорной деятельности и профилактической работы.

- Самые сложные объекты надзора – какие?

- Это объекты социальной сферы. Они всегда находились под пристальным вниманием. Я уверена, так обстоят дела и сейчас. Это дома престарелых, школы-интернаты, объекты с массовым пребыванием людей и круглосуточным пребыванием маломобильных граждан. Опыт показывает, что «упустить» эти объекты из-под контроля очень легко, а последствия могут быть плачевными.

- Надежда Петровна, вы были первой женщиной-начальником управления государственного пожарного надзора в регионе. Как вы справлялись с трудностями и что было самым сложным для вас?

- В работе мне всегда помогал мой характер: требовательность, настойчивость, где-то прямолинейность. В области контроля пожарной безопасности по-другому просто нельзя.

Самым сложным для меня был подбор кадров. Как руководитель, я должна была делить с сотрудником ответственность за безопасность объектов. Он должен был быть не просто хорошим специалистом с техническими знаниями, но и всесторонне развитым, грамотным, корректным, тактичным. Ведь по долгу службы нам приходится общаться с огромным количеством людей. Многие из них - руководители разных уровней. До каждого нужно донести главную мысль – страшен не штраф, а риск, которому подвергаются жизнь людей и их здоровье.

Кроме того, у сотрудника всегда должно присутствовать трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, потому что законодательство в области пожарной безопасности меняется постоянно, и инспектор всегда должен быть в теме. Ну а с трудностями справлялись по мере их появления. Без паники и в соответствии с законом. Моё жизненное кредо – «неразрешимых ситуаций не бывает» - всегда помогало мне.

- Каким вы хотели бы видеть пожарный надзор в Иркутской области?

- Государственный пожарный надзор – очень мощная структура. Конечно, хотелось бы, чтобы в дальнейшем происходило его развитие. От работы инспекторов напрямую зависит безопасность жителей нашего региона. Сокращение штатов и функций надзорных органов может привести к последствиям, которые потом сложно будет исправить. Пожарный надзор должен вернуться на свои позиции. Люди должны жить в безопасности и быть уверены в том, что государство заботится о своих гражданах!



Источник
Новостной аналитик проекта Seasib.ru :ugeek: