Вы же помните, как трепетно мы относимся к теме
мемориальных пространств и кладбищ ? И к тому, как важно вернуть их в городскую ткань и
сделать полноценными общественными пространствами ?
Вот поэтому рассказ о фестивале «
Открытый город»
@opencityfest , который в этот раз был посвящен теме #архитектурадуха и сакральных пространств, мы начинаем с рассказа о воркшопе «Проспекты памяти» бюро
ХОРА : позиция его организаторов нам очень близка.
<blocКажется, что нам удалось нащупать то, что позволит в какой-то перспективе не воспринимать такие понятия как «кладбище» и «общественное пространство» как антагонистические. Пространственные изменения и решения должны следовать за социокультурными изменениями, предлагающими, расширяющими наше представление о коммеморативных практиках, которые однозначно не могут сводиться только к привычному нам всем «ремонту и починке,
</bloc
— комментирует Михаил Микадзе, основатель и главный партнер архитектурного бюро ХОРА.
Надо сказать, что
воркшоп «Проспекты памяти» на фестивале был один из лучших. Чего только стоит читка, которую устроили студенты, презентуя проект: зачитывали по ролям неведомую пьесу посетителей Текутьевского кладбища в Тюмени — сначала до предполагаемого преображения, а потом после. На экране при этом синхронно сменялся визуальный ряд, но он скорее намекал на будущие изменения, чем обозначал их явным образом. И в этом тоже было особое очарование.
И как финал — фраза безымянного героя: «... Надо будет сюда еще как-нибудь вернуться...»
Кладбище, куда живым захочется возвращаться, — согласитесь, мощная идея. И не победи кладбища на «Открытом городе» в прошлом году (
тогда Институт Генплана перепридумывал колумбарий и кладбищенские планировки) — кто знает, каковы были бы итоги фестиваля этого года.
Ну и
обещанный рассказ, чем участники воркшопа вдохновлялись и к каким выводам пришли в отношении исторических кладбищ в современном городе (бонус — романтичная съемка Донского кладбища в Москве от Арсения Игошева).
Public date:Thu, 21 Nov 2024 09:26:01 +0000