Немного фотографий с моей вчерашней экскурсии по капрому Охты. Очень радует, что в этом районе всегда много интересующихся локальной историей и местными градостроительными особенностями. Поздравляю всех с 320-летием Петербурга. Public date:Sun, 28 May 2023 06:47:49 +0000
Открываем новую рубрику: "Интерьеры из капромных клипов".
А помните песню "Солнышко" группы Demo? Клип на неё сняли в 1999 году всего за два дня в Петербурге. Я долгое время думал, что локация в цилиндрическом интерьере располагается в каком-нибудь раннем постсоветском торговом или офисном центре. Но сегодня отзывчивый подписчик канала просветил: и выразительный купол, и потрясающее пространство, напоминающее музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, созданы в 1978 году. Один из самых передовых клипов конца 1990-х снимался в крутейшем здании Питера советского периода - бывшем училище Сталепрокатного завода, трансформировавшемся к тому времени в Профессионально-реабилитационный центр.
Кстати, другая знаменитая локация для этого клипа - крыша Покровской больницы - располагается неподалёку
Всем привет! 4 июня (вс) приглашаю на мою бесплатную лекцию под названием "Нетрадиционные архитектурные ценности". Покажу тридцать самых ярких и необычных дачных самостроев Ленобласти: от садовой железной дороги до замка из старых телевизоров. Впервые я объединил в одной презентации опыт групповых пятилетних выездов и исследования окрестностей Петербурга.
Какую архитектуру можно считать деколониальной? Если коротко, деколониальная архитектура легитимирует и укрепляет самостоятельность (бывшей) колонии по отношению к (бывшей) метрополии. Если чуть менее коротко:
+ Во-первых, деколониальная архитектурная деятельность поддерживает институциональное формирование региона, то есть его субъектность. Это значит, что она существует в региональном институциональном поле, является выражением воли региона как коллективного субъекта.
+ Во-вторых, деколониальная архитектурная деятельность поддерживает символическое формирование региона, то есть его участвует в производстве его идентичности, укрепляя внутренние символические сходства и внешние отличия, таким образом заставляя как жителей региона, так и внешних наблюдателей поверить и признать его существование как отдельной, автономной территориальной и коллективной сущности.
Какую архитектуру в России можно считать деколониальной? Конечно, наш любимый капром. Я написал про это целую статью!
У термина “капиталистический романтизм”, при всей моей любви к нему, есть недостаток: на уровне семантики он выделяет рыночные трансформации как центральный процесс, определявший культуру первых постсоветских десятилетий. Между тем, в тени приватизации и экономических изменений остаются трансформации в региональной политике, которые были не менее радикальными. А то и более — капитализм Россия знавала, а вот настолько горизонтальной не становилась никогда. Процессы реальной (пусть и порой анархической) децентрализации страны, становления регионов как субъектов — были по своей сути деколониальными (если верить Эткинду).
В этих уникальных для нашей истории (но непродолжительных) событиях архитектура играла значительную роль. Об этом моя статья: я описываю феномен деколониальной архитектуры в регионах постсоветской России, на кейсах показываю её работу по укреплению региональной автономии. Почитайте, или хотя-бы посмотрите презентацию, буду очень рад рецензиям и критике.
Вот 5 хот-тейков:
+ Деколониальная архитектура ≠ регионализм. Использование архитекторами локальных элементов в дизайне фасада и формообразовани — не новость, можно вспомнить и "коренизацию" 1920-ых, и позднесоветский регионалистский модернизм, и современную “региональную идентичность” в проектах Стрелки. Появление же автономных региональных архитектурных рынков, внутри которых местные акторы могли сами решать, что им и как строить, без оглядки на Москву, и использование ими архитектурных средств для самостоятельного производства образа своего региона — вот уникальность деколониальных практик.
+ Отсюда видно, что ориентализм и экзотизация, характерные колониальные практики, могут быть присвоены субалтернами и обращены на пользу деколонизации.
+ Деколонизация ≠ демократизация. Соответственно архитектурные практики, направленные на борьбу с “колониальной” унификацией и поддержку автономии региона, могут быть также использованы местной элитой для укрепления регионального авторитаризма (чаще всего это и происходило в национальных республиках постсоветской России, и это то, о чем стоит помнить сегодняшним любителям помечтать о деколонизации).
+ Архитектор не независимый наблюдатель региональной идентичности, который может ее “считать”, понять и воспроизвести, а агент её производства и оспаривания. Это накладывает ответственность: я поддерживаю унификацию или плюрализм? я поддерживаю децентрализацию, или наоборот? — важно рефлексировать об этом в своей работе.
+ Региональных архитектурных стилей/школ не существует в чистом виде. Я предлагаю использовать понятие региональных “символических режимов”, которое описывает соотношение сил в регионе, обладающих символической властью, и их символическую “ориентацию”.
“Хайпожор”, наверняка скажет кто-то, но использование рамки постколониальной теории крайне полезно с точки зрения валоризации регионального капромантического наследия. И еще более перспективно для критического осмысления процессов централизации, начавшихся в нулевые и достигших своего апогея сегодня. Public date:Mon, 29 May 2023 20:12:09 +0000
Гавриил Малышев написал сильный текст про деколонизирующую природу капрома. Первая академическая попытка разобраться во всём разнообразии региональных архитектурных программ постсовесткой России. Маст-рид, золотой запас, да что там – просто программный документ.
И на канал Гаврилы не забудьте подписаться! Уверен, что там нас ждет еще немало подобных исследований. TelegramВоздушные избыТелеграм-канал Гавра Малышева с размышлениями об архитектуре, урбанистике, России, Израиле, и всем вокруг Написать мне: @gavrsfate (во всех соцсетях) Public date:Mon, 29 May 2023 20:12:09 +0000
В российском информационном поле участились разговоры про "русскую идентичность". Не в первый раз в нашей истории заходит речь о выработке некоего русского стиля, отличного ото всех, но, прежде всего, от условного западного. Что за "фрукт" такой этот русский стиль пытались разобраться больше ста лет назад в Абрамцево и Талашкино. В то время даже была изобретена специальная неорусская стилистика - сочетание трендового модерна с мотивами, которые воспринимались, как собирательный художественный образ Руси. На фоне предшествующих эклектизмов (неоготика и пр.), неорусский стиль смотрелся, как ещё одна экзотическая приблуда.
В период капрома происходит новый всплеск интереса к абстрактному русскому в архитектуре. Отчасти это связано с реваншизмом по отношению к советскому, отчасти с "нашим ответом Западу", отчасти просто хотелось разнообразия. Кстати, в Питере неорусского стиля в капроме почти нет. Вот редкий пример из Пушкина: https://2gis.ru/spb/geo/5348660212777105/30.38281355984509,59.733465132703913 Public date:Tue, 30 May 2023 12:12:19 +0000
Теперь мою экскурсию по капрому Петербурга можно посмотреть на YouTube: https://youtu.be/fYXouLCAlRo
Кстати, подписывайтесь на мой канал. Там я выставляю много видео, которые здесь не анонсирую.
Фото: Маша Седова Public date:Wed, 31 May 2023 07:09:17 +0000
А я напоминаю, что 4 июня (вс) пройдёт моя бесплатная лекция под названием "Нетрадиционные архитектурные ценности". Покажу тридцать самых ярких и необычных дачных самостроев Ленобласти: от садовой железной дороги до замка из старых телевизоров. Впервые я объединил в одной презентации опыт групповых пятилетних выездов и исследования окрестностей Петербурга.