
Немецкий СВВП, первым преодолевший скорость звука
Предыстория проекта
В начале 1960-х годов
ВВС Федеративной Республики Германия (Люфтваффе) активно скупало огромное количество истребителей Lockheed F-104 Starfighter. Одной из задач "Старфайтера" было нанесение ядерных ударов по целям стран Варшавского договора. Но F-104 требовалась длинная, хорошо обслуживаемая взлетно-посадочная полоса, конечно, уязвимая для атак в случае войны.
Чтобы преодолеть эту проблему Люфтваффе совместно с производителем F-104 компанией Lockheed, разработали систему ZELL (zero-length launch system или «Запуск с нулевой дистанции»). Она включала наклонную стартовую платформу для F-104, который дополнительно оснащался сбрасываемыми пороховыми ракетные ускорителями. Теоретически, F-104, запущенный ZELL, должен был подниматься в воздух за счет мощности турбореактивного двигателя самолета J79 и подвесного твердотопливного ракетного двигателя.
Западная Германия потратила более 25 млн долларов на проект ZELL, но после испытаний на авиабазе Эдвардс в Калифорнии и в Баварии Люфтваффе отказались от проекта в 1966 году.
Желание использовать боевые самолеты вне зависимости от уязвимых взлетно-посадочных полос в итоге привело к разработкам самолётов вертикального взлета или посадки. И, если такие СВВП как британский Harrier и советский Як-38, стали широко известны, то о проектах ФРГ в этом направлении мало кто слышал. А они весьма интересны. Вот об одном таком проекте - герое сегодняшней авиационной "Что? Где? Когда?" - мы и поговорим.
Начало проекта
Во второй половине 1950-х годов Люфтваффе инициировало разработку сразу нескольких проектов самолётов СВВП.
• Высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик EWR VJ 101C
• Низковысотный ударный истребитель VFW VAK 191B
• Тактический транспортный самолёт Dornier Do 31
В 1959 году был образован консорциум (южногерманских) компаний:
Messerschmitt, Heinkel и Bölkow, известный как
Entwicklungsring-Süd (EWR-Süd или просто
EWR).
Целью проекта было создание сверхзвукового истребителя-перехватчика с возможностью вертикального взлёта и посадки, что позволяло бы эксплуатировать его без необходимости в длинных взлётно-посадочных полосах. Задача, которую перед собой поставили немецкие инженеры, была весьма неординарная - они хотели разработать СВВП, способный вдвое преодолевать скорость звука (2 M). Фактически предполагалось создание F-104 с возможностью вертикального взлета и посадки.
Постройка прототипов
VJ 101 был одноместным самолётом с высокорасположенным треугольным крылом и традиционным хвостовым оперением.
Было построено два летных экземпляра:
•
VJ 101C X-1: Первый полет – 10 апреля 1963 года. Выполнил успешные вертикальные взлеты и посадки, а также переходы в горизонтальный полет.
•
VJ 101C X-2: Первый полет – 1964 год. Оснащен форсажными двигателями, что улучшило характеристики. Достиг высоты 12 км и скорости, близкой к звуковой, но сверхзвуковой барьер не преодолел.
VJ 101 оснащался
шестью турбореактивными двигателями Rolls-Royce RB145:
• 4 двигателя размещались попарно в поворотных гондолах на концах крыльев. Они могли поворачиваться от вертикального положения (для взлета и посадки) до горизонтального (для крейсерского полета).
• 2 дополнительных подъемных двигателя находились в фюзеляже за кабиной пилота и использовались только для вертикального подъема.
• На прототипе VJ 101C X-2 двигатели в гондолах были оснащены форсажными камерами.
VJ 101C X1 совершил 40 полётов, 24 полёта в режиме висения и 14 полных переходов «вертикальный взлёт-горизонтальный полёт-вертикальная посадка». В ходе этих полётов
VJ 101, впервые среди СВВП, преодолел звуковой барьер. Произошло это
29 июля 1964.
VJ 101C X1 достиг скорости полёта 1,04 Маха без использования форсажной камеры.
Причины закрытия программы
Программа VJ 101 была свернута в 1968 году.
Сохранился только второй построенный экземпляр - он является экспонатом Музее авиации в городе Обершлейсхайм недалеко от Мюнхена. EWR VJ 101 так и остался экспериментальным проектом, не дойдя до серийного производства.

️
AviaNews
Public date:Sun, 16 Mar 2025 15:35:56 +0000