Тихая революция: Boomless Cruise и будущее сверхзвуковых перелётов
28 января 2025 года демонстратор XB-1 компании Boom Supersonic стал первым пилотируемым гражданским самолетом, преодолевшим звуковой барьер со времен Конкорда. Он трижды преодолел звуковой барьер, но никто на земле не услышал характерного звукового удара. Всё
благодаря технологии Boomless Cruise ("Бесшумный крейсерский полёт"), которая позволяет преодолевать звуковой барьер без слышимого звукового удара на земле и может перевернуть будущее авиации.
Что такое Boomless Cruise?
Суть технологии основана на явлении, известном как «отсечение Маха» (Mach cutoff). Когда самолёт движется со сверхзвуковой скоростью на большой высоте, звуковой удар не достигает земли -
ударные волны преломляются в атмосфере и не достигают поверхности. Чтобы избежать его распространения вниз, XB-1 набрал высоту перед переходом на скорость выше скорости звука. Boom Supersonic установила микрофоны вдоль трассы полёта, и данные показали, что на каждом этапе перехода звуковой удар не был зафиксирован на земле.
Принцип "отсечения Маха" изучался разными компаниями, включая NASA, которая опубликовала научную работу на эту тему ещё в 2016 году. Также ведутся разработки малошумных сверхзвуковых самолётов, включая проект Lockheed Martin X-59 Quesst.
Для Concorde проблема громкого звукового удара стала серьёзным ограничением: самолёту запрещалось преодолевать скорость звука над сушей. Boom Supersonic стремится избежать этих ограничений для своего пассажирского самолёта Overture, который сможет лететь над землей на скорости до 1,3 числа М без слышимого звукового удара, а затем ускоряться до 1,7 М над водой.
Пока Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запрещает полёты на сверхзуке над сушей (военная авиация является исключением). Boom Supersonic надеется, что новые данные помогут изменить правила и создать путь сертификации для сверхзвуковых лайнеров с низким уровнем шума. Если регулятор одобрит полёты на сверхзвуке над сушей, авиапутешествия могут измениться навсегда. Внутренние рейсы в США станут короче на 90 минут, а межконтинентальные маршруты — в разы быстрее.
Очередной испытательный полёт XB-1 должен состояться сегодня около 21:30 по московскому времени.

️
AviaNews
Public date:Mon, 10 Feb 2025 15:35:21 +0000