Самолёт-мечта: уникальный проект Leduc 0.22
26 декабря 1956 года в небо поднялся французский экспериментальный самолёт Leduc 0.22, ставший одним из самых необычных проектов в истории авиации. Этот аппарат был разработан для исследования возможностей прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), что делало его революционным для своего времени. Впрочем, он и сейчас выглядит как "космический корабль".
Основной особенностью Leduc 022 был его двигатель, который не имел привычного компрессора или турбины. Двигатель работает за счет кинетической энергии набегающих потоков воздуха, сжатие которого происходит в воздухозаборнике без использования компрессора. Этот принцип делает такие двигатели эффективными только на сверхзвуковых скоростях. Для запуска двигателя использовался традиционный турбореактивный двигатель, встроенный в конструкцию, что придавало аппарату гибридный характер.
Контракт на постройку первого самолёта с ПВРД конструктор Рене Ледюк получил от правительства Франции в мае 1937 года. Модель самолета Leduc 0.10 была впервые представлена в 1938 году на парижском авиасалоне. Дальнейшему развитию проект помешали Вторая мировая война и оккупация Франции.
Leduc 0.22 стал пятым проектом в серии самолётов ПВРД. Он создавался как легкий сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Самолет должен был разгоняться до скорости 2 М. Работы над ним были начаты в 1952 году, к созданию опытного образца перехватчика приступили в 1953 году. Характерной особенностью самолёта стало расположение кабины пилота и расположение пилота в ней. Кабина Leduc 022 была остеклена по всему ее контуру, при этом летчик в ней не сидел, а находился в лежачем положении.
По проекту Leduc 0.22 должен был развивать скорость до 2000 км/ч, что делало его одним из самых быстрых экспериментальных самолётов своего времени. Проект оказался сложным для серийного производства, а появление более перспективных конструкций с использованием турбореактивных двигателей привело к его закрытию. Самолёт не был доведён до боевой готовности, но внёс значительный вклад в понимание аэродинамики и технологии высоких скоростей. Сегодня Leduc 0.22 остаётся символом инженерной смелости и экспериментов эпохи холодной войны.
Одним из тест-пилотов самолётов Ледюка был Иван Литольф (Yvan Littolff). Его брат капитан Альбер Литтольф (Albert Littolf) был летчиком эскадрильи "Нормандия-Неман". Он погиб в июле 1943 года.

️
AviaNews
Public date:Thu, 26 Dec 2024 14:30:21 +0000